Статьи о МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Родовая травма позвоночника у детей

В последние годы патологии опорно-двигательного аппарата у детей и особенно проблеме родовой травмы уделяется достаточно большое внимание. Это обусловлено, прежде всего, осознанием большой значимости последствий для  состояния здоровья ребенка, для качества всей последующей жизни.  

Понятие «отдаленные последствия родовой травмы» включает в себя достаточно большое количество синдромов, начиная с малозаметных нарушений в психо-эмоциональной сфере в виде повышенной раздражительности, склонности к истероидным реакциям («непослушные» и «избалованные» дети), и кончая детским церебральным параличом.

Исключительная роль в изучении проблемы родовой травмы позвоночника принадлежит Казанской школе ученых, и прежде всего в лице профессора Ратнера А.Ю., а также профессора Михайлова М.К. Было показано, что  травма является причиной большинства случаев  гибели ребенка в родах. Участь  определенной части   выживших  - быть в числе больных.

 Мы также, силами кафедры травматологии и ортопедии ЧГУ, в течение последних 15 лет изучаем   заболевания  позвоночника у детей и в особенности родовой травмы.

 Именно данный вид родовой травмы является наиболее частым и почти исключительно представлен  поврежденем кранио-вертебрального перехода (место соединения голавы с шейным отделом позвоночника). Это было показано в исследованиях профессора Юхновой (Тюменский мединститут), большая работа ведется в Новосибирске под руководством профессора И.Р.Шмидт. Причем характерно, что если рекомендации профессора Юхновой  в 80-х годах сводились практически к  фиксации головки ребенка на ватно-марлевом круге, то сейчас в Новосибирске разработана методика мануальной терапии новорожденных.

Очевидно, что приоритет  в изучении проблемы за учеными России, поскольку публикаций зарубежных исследователей по данной тематике практически нет.   Приводя данные об обследовании 720 детей различного возраста на предмет наличия патологии позвоночника, патриарх мануальной терапии как науки, знаменитый профессор К.Левит, патриарх манупльеной терапии мирового масштаба,  не упоминает о родовой травме даже  как о возможной причине обнаруженных изменений.

 Нами проведено сплошное обследование боее 11000  детей начальных классов   школ городов Чебоксары и  Новочебоксарск на предмет патологии позвоночника за период 1997 по настоящее время. Возраст детей - от 7 до 10 лет. Обследование проводилось в 2 этапа: вначале непосредственно в классе производился осмотр с целью выявления нарушения осанки и наличия блокад кранио-вертебрального перехода. Выявлялись дети с жалобами на головные боли, боли в животе, слабость и повышенную  утомляемость. Регистрировались дети с асимметричным нарушением зрения, поскольку известна высокая вероятность причинной связи с патологией кранио-вертебрального перехода.

На втором этапе  проводилось полная мануальная  диагностика состояния позвоночника и костно-мышечной системы в целом, а также неврологический осмотр.

Патология в виде блокад  шейного отдела позвоночника, которая  спровождалась наличием клинических симптомов, характерных для синдрома отдаленных последствий родовой травмы, была выявлена у 3059 обследованных, что составило 30% (от 19 до 36%). Только у 2% при этом не наблюдалось боковых искривлений позвоночника. Всего же патология позвоночника была обнаружена у 74%. Столь высокий процент детей с нарушением осанки (72%)  вполне объясним, поскольку известно, что примерно только на 2-3% рентгенограммах позвоночника отсутствует сколиотическая деформация (Sollman, 1976). Считается, что истинная сколиотическая болезнь встречается не более чем  в 2% от общего числа обследуемых взрослых (В.В.Коваленко с соавт,1993), только отдельные авторы приводят цифры 5-9% (В.Л.Андрианов с соавт.,1985).. Однако в наших наблюдениях наличие истинного реберного горба (сколиоз с торсией позвонков) было выявлено у 22%.  Можно предположить, что имеются случаи либо самоизлечения, либо имеющаяся деформация является стабильной и в последующем маскируется возросшей мышечной массой. В любом случае мы полагаем, что все выявленные случаи подлежат лечению, т.е. составляют группу риска.

 Наиболее типичный вариант патологии, который наблюдался при мануальном обследовании – блокада кранио-вертебрального перехода справа, левосторонняя сколиотическая установка грудного отдела позвоночника, скрученный таз с блокадой левого крестцово-подвздошного сочленения. Однако довольно часто встречались и другие варианты.

Самым частым клиническим вариантом отдаленных последствий родовой травмы был так называемый астено-невротический синдром с повышенной утомляемостью и раздражительностью, отсутствием способности к длительной концентрации (“несобранность”). На втором месте – головные боли (синдром кефалгии), затем боли в области сердца и в животе ( псевдоабдоминальный и псевдокардиальный синдромы). На последнем месте -  14% – асимметричное снижение зрения. Нередко имелась комбинация симптомов – до 40%.

  Около тысячи детей получили лечение – мануальное воздействие по методике профессоров К.Левита и Г.А.Иваничева с обязательным обучением приемам   специальной лечебной физкультуры и комплексу  упражнений для создания мышечного «корсета».  Результаты лечения практически у всех были положительными.   Большинство, 94% детей никаких жалоб не предъявляли. У остальных не наблюдалось прогрессирования клинической картины ни в одном случае.

 Проведенное исследование еще не завершено, работа продолжается, однако его результаты позволяют подвести некоторые итоги. При этом пока вопросов не меньше, чем ответов.

Подавляющее большинство детей начальных классов имеет нарушение осанки. Извечный вопрос – кто виноват? – совсем непрост. Совершенно неясно, имеет ли значение родовая травма. Известно, что биологически человек не имеет правильной осанки, о чем свидетельствует гипотония такой мощной мышцы, как широчайшая. Следовательно, осанка должна воспитываться. Но сначала нужно обучить врачей, в особенности педиатров, а затем с их помощью воспитать воспитателей – учителей и родителей, абсолютное большинство которых, к сожалению, не имеет элементарных понятий о приемах создания и поддержания осанки. Об этом пойдет речь в последующих публикациях на моем сайте.

Роль уроков физической культуры не так однозначна, как кажется. Образно говоря, здесь достаточно «физики» и почти совсем нет культуры. Повсеместно выполняются упражнения, прямо разрушающие позвоночник, такие как вращательные движения головой, «мостик» и т.д. Относительно спорта, особенно таких дисциплин, как тяжелая атлетика, бокс, многие виды борьбы и особенно спортивная гимнастика, вывод однозначен – погоня за результатом  приводит разрушению здоровья как такового. Исключением является практически лишь плавание. В этом плане показательны результаты обследования класса со спортивным уклоном 12 школы г.Новочебоксарска (дети плавали в бассейне каждый день): из 93 обследованных полностью здоровыми были признаны  52, у  19 диагностированы отдаленные последствия родовой травмы с незначительными клиническими проявлениями, у  26 – сколиотическая установка позвоночника, т.е. все показатели намного лучше.

Родовая травма позвоночника и ее роль кажутся нам абсолютно понятными, по нашим данным, около 30% выживших детей страдает от ее отдаленных последствий. Профессора Ратнер и Юхнова настаивали на ошибках  акушеров. Однако наши наблюдения показали, что дети, появившиеся на свет в результате операции кесарева сечения, нередко имеют абсолютно те же отклонения  в строении и функции позвоночника, а также типичную клиническую картину. Вопрос требует нового осмысления.

Но все же одно нам представляется несомненным – мануальная терапия, не связанная с введением в организм ребенка лекарственных веществ, эффективный метод коррекции патологии позвоночника, неважно при этом, чем вызвано заболевание. Также эффективна мануальная терапия в лечении нарушения осанки, возможно являясь методом профилактики развития истинного сколиоза. В целом устойчивость эффекта при любой патологии позвоночника зависит от выполнения ребенком комплекса специальных лечебных упражнений.

И, наконец, следует отметить, что проблема может решаться только совместными усилиями всех, кто имеет отношение к ребенку – врачами- вертебрологами, акушерами, невропатологами, педиатрами, окулистами и т.д.

Требуются осмысленные  усилия от учителей и родителей.  К сожалению, многие родители, получив извещение после осмотра нами детей в школе, не приводят их на окончательное дообследование у профессора, что не дает нам возможности лечить ребенка. В принципе можно не дожидаться такого приглашения, а явиться на обследование самостоятельно к нам в клинику, позвонив предварительно по телефону.

Еще раз повторим тревожные признаки: трудные роды, раздражительность и утомляемость, головные боли, боли в области сердца и живота, снижение зрения, нарушение осанки.


Упражнения для самостоятельного выполнения (скачать)